nagvalizm.ru

Телепередачи
27.10.2014, 06:29

Картофель с чесноком

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой» Все файлы удалены повторно. Причины: некорректные имена файлов; нарушение авторских прав (см. страницу "Обсуждение участника")

05.11.2014, 05:00

Салат из корейской моркови колбасы

Такое блюдо как пудинг знакомо не каждому русскому человеку, но попробовать его стоит, особенно если вы интересуетесь английской кухней.

Образ сони мармеладово

Вафли Просмотров: 1601 Комментариев: 26

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Все файлы удалены повторно. Причины: некорректные имена файлов; нарушение авторских прав (см. страницу "Обсуждение участника")

Страницу необходимо переименовать, т.к. название не соответствует форме представления информации (Это исследование... в ходе учебного проекта? в ходе... чего?)

Исследование «Использование этимологизации в изображении Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Автор

(ссылка на регистрационную страницу в Летописи.ру)

1) Основополагающий вопрос

Как прием этимологизации помогает понять идейное значение образа Сони Мармеладовой?

2) Выдвигаемая гипотеза

Достоевский использовал этимологизацию для того, чтобы показать портрет Сони, ее характер и цель в жизни. Она принесла себя в жертву ради других, а не ради себя. Сострадание к близким, смиренная вера в милосердие Бога никогда не покидали ее.

3)План исследования

  • 1.Перечитать эпизоды ч.1 гл.2, ч.2 гл. 7, ч.3 гл. 4, ч.4 гл.4, ч.5 гл.4, ч.6 гл.2, ч.6 гл.7, эпилог. Именно в этих эпизодах о Соне говорят другие персонажи или она сама совершает определенные поступки.
  • 2.Прочитать комментарии к роману.
  • 3.Разобрать понятие этимологизации и ее примеры.
  • 4.Проанализировать имя, фамилию, портрет героини.
  • 5.Дать объяснение значению дома и интерьера Сони.
  • 6.Рассмотреть эпизоды с использованием библейских образов (притча о Лазаре)
  • 7.Сделать выводы о правильности своей гипотезы.

4)Понятие этимологизации

  1. Этимологизация – яркое выразительное средство, основанное на обращении к внутренней форме слова, выявление его образного содержания через осмысление морфем. В стилистике под «внутренней формой слова» подразумевается внутренняя образность слова или словосочетания — созначения, возникающие при его контекстуальном употреблении благодаря различной предметной и системной отнесённости слова (или словосочетания) в целом и его отдельных частей.
  2. Пример: слова зарплата и жалованье. Их лексическое значение одинаково – это плата за труд. Но, если мы рассмотрим внутреннюю форму каждого из них, то увидим, что зарплата – плата за работу, честные и равноправные отношения работника и работодателя, а жалованье - деньги, пожалованные по милости.

Этимологизация позволяет глубже проникнуть в смысл слова. Многие писатели использовали этот прием в своих произведениях, в том числе и Ф.М.Достоевский.

5)Имя героини

  1. Вообще, София, Софья – это одно из любимейших имен Достоевского. Имя это означает “мудрость”, “разумность”, “наука”. И, действительно, в душе Сони Мармеладовой заключена такая неизбывная мудрость, такое величие, как и в Библии, в древнейшей книге, известной человечеству. И кажется, что образ Сони Мармеладовой – это патриархальный образ всех женщин, матерей, сестер, монахинь, воительниц. Софья – это еще и библейское имя матери трех мучениц Веры, Надежды и Любви. И именно Соня Мармеладова аккумулирует в себе веру, надежду и любовь.
  2. Вера – это основная составляющая жизни Сони. Без веры она слаба и беспомощна, вместе с нею – она сильна и мужественна. Именно из уст Сони мы слышим притчу о Лазаре, именно вера Сони Мармеладовой спасает Раскольникова. Ибо в Сонечке так много этой веры, что она распространяется на всех: «- А тебе бог что за это делает? - спросил он, выпытывая дальше. Соня долго молчала, как бы не могла отвечать. Слабенькая грудь ее вся колыхалась от волнения. - Молчите! Не спрашивайте! Вы не стоите!.. - вскрикнула она вдруг, строго и гневно смотря на него». Соня не может защитить себя, а вот свою веру она готова защищать до последнего вздоха, и если надо пойдет за нее на костер. Наверное, такими как Соня Мармеладова были первые христианские мученики, умиравшие за веру. И Соня тоже мученица, ибо она приносит себя в жертву на алтарь своей семьи и других людей, но жертва эта не оценена никем из них. Слова Мармеладова, вымаливание прощения на коленях Катериной Ивановной – это внешние проявления принятия этой жертвы. Но всю боль и прелесть ее могли осознать только Раскольников и господин Свидригайлов, который с Раскольниковым «одного поля ягоды». Эту жертву могут оценить люди, которые также переступили через себя, пережили внутренний слом. Соня знает, как это тяжело, поэтому первые ее слова, после признания Раскольникова в убийстве, это: «Что вы, что вы это над собой сделали!» Именно над собой, потому что Раскольников совершил прежде всего, духовное самоубийство, а это, по мнению Сони, самый худший из грехов.
  3. Но там где живет вера, там живет и надежда, неразлучная сестра ее. Надежда эта тоже всепоглощающа и величественна, ибо это надежда на грани веры. Соня верит, что Раскольников раскается, Соня верит, что Екатерина Ивановна хорошая, верит, что Полечка не пойдет по тому же самому пути, что и она. И еще Соня надеется и знает, что за муки и страдания на этом свете, обязательно воздаться в следующей жизни, хотя может быть этой будущей жизни вовсе нет, но где-то в глубине души Соня надеется, что и она вместе с Лизаветой «Бога узрит». И ее надежда оправдывается в конце, когда она понимает, что Раскольников любит ее: «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута...»
  4. Автор дает нам пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, которую испытывает Соня Мармеладова. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в виде слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся горемыка Мармеладов преклоняется перед нею, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила. Соня Мармеладова видится нам как высшее существо, сочетающее в себе только эту любовь вкупе с верой и надеждой.

6)Фамилия Сони

По мнению В. Кирпотина, «семья Мармеладовых – фокус, в котором преломлены все несчастья, неправильно устроенного, эксплуататорского общества, и, как «сладок» этот мир, рисуется уже горько-иронической фамилией, подобранной Достоевским».

#Рассмотрим фамилию Сони с точки зрения приема этимологизации.
  • 1)Лексическое значение слова «мармелад» - конфеты из фруктового сока, картофельной муки и сахара.
  • 2)Теперь мы можем разобрать внутреннюю форму: оказывается, мармелад сочетает в себе и сладость (но льстивую, лицемерную сладость), и простоту, бедность ( картофель употреблялся в пищу немущими слоями населения).
  • 3)У Достоевского фамилия «Мармеладова» означает, что Сонина жизнь делилась на две части: с одной стороны, «сладкое» ремесло, а с другой – духовная чистота.

7)Портрет Сони

  1. «Профессиональный» облик Сони: «цветное платье с длиннейшим и смешным хвостом, необъятный кринолин, круглая соломенная шляпка с ярким огненного цвета пером».
  2. Повседневная одежда: «скромная и даже бедно одетая девушка, простенькое домашнее платьице».

Достоевский показывает, какие страдания переносит Соня, чтобы помочь своей семье. Она пошла на грех, отважилась на то, чтобы продать себя. Но при этом она не требует и не ожидает никакой благодарности. Она ни в чем не винит Катерину Ивановну, она просто смиряется со своей судьбой. Файл:Соня мармеладова 1.jpg Файл:Соня мармеладова 5667.jpg Файл:Соня мармеладова 780597.jpg

  1. Еще один портрет Сони перед чтением Евангелия: «С новым, странным, почти болезненным, чувством всматривался он в это бледное, худое и угловатое личико, в эти кроткие, голубые глаза, могущие сверкать таким огнем, таким суровым энергическим чувством, в это маленькое тело, еще дрожавшее от негодования и гнева, и все это казалось ему более и более странным, почти невозможным. «Юродивая! юродивая!» - твердил он про себя…»
  2. Юродивый – чудаковатый, помешанный, безумный. В «Преступлении и наказании» Раскольников характеризует Сонечку именно так, потому что понимает – это исключительная девушка, потому что слишком необычна ее набожность и тот образ жизни, который она ведет, ее «ремесло».
Портрет Сони перед чтением Евангелия отражает непоколебимую веру в Бога. Образ Сони - образ истинной христианки и праведницы.

Файл:Соня евангелие.jpg

8)Смысл драдедамового платка

Обратим внимание на то, что в описании Сони почти всегда упоминается такая деталь, как драдедамовый платок. Проанализируем ее.

  • 1)Драдедам – особый сорт тонкого сукна, драдедамовый платок – платок, изготовленный из особого, дешевого сукна, знак бедности.
  • 2)Образное содержание – Это деталь, подчеркивающая жертвенные мотивы, руководившие Соней Мармеладовой, когда она пошла по желтому билету. Вернувшись домой с деньгами, впервые полученными за это, Соня (как рассказывает ее отец Раскольникову) на стол перед Катериной Ивановной «тридцать целковых молча выложила. Ни словечка при этом не вымолвила, хотя бы взглянула, а взяла только наш большой зеленый драдедамовый платок (общий такой у нас платок есть, драдедамовый), накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают...». Повтор детали и соответствующего определения закрепляет это значение: оказавшись впервые в комнате Мармеладовых, Раскольников видит девятилетнюю Полю «в одной худенькой и разодранной всюду рубашке и в накинутом на голые плечи ветхом драдедамовом бурнусике, сшитом ей, вероятно, два года назад, потому что он не доходил теперь и до колен...». Повторит ли Поля путь Сонечки? Символично и то, что накануне своей явки в полицию с признанием Раскольников видит Соню в этом платке: «Он перекрестился несколько раз. Соня схватила свой платок и накинула его на голову. Это был зеленый драдедамовый платок, вероятно тот самый, про который упоминал тогда Мармеладов, «фамильный». У Раскольникова мелькнула об этом мысль, но он не спросил». И на каторге (эпилог романа) на Соне – «ее бедный, старый бурнус и зеленый платок».

Файл:Драдедамовый платок сони.jpg Файл:Желтый билет 1245.jpg

9)Дом Сони Мармеладовой

«Живет же на квартире у Капернаумова»

#Символический характер этого имени связан с евангельским городом Капернаумом. В черновых записях к роману, так же как евангельская блудница Мария Магдалина из города Магдала, близ Капернаума, Соня Мармеладова идет за Раскольниковым «на Голгофу». #С.М.Альтман считал, что смысл этого имени связан со значением слова «капернаум»; в просторечии это- веселое «заведение», кабак: «Если мы вспомним, что в «Преступление и наказание» включены, хотя и не полностью, материалы другого, писавшегося одновременно, романа «Пьяненькие», а «капернаумами» во второй половине 19 века, да и позже, назывались «питейные заведения» и трактиры, то фамилия «Капернаумов» не покажется нам неуместной в этом романе. Возможно, что Капернаумовы, в «Преступлении и наказании» лишь бегло упоминаемые, в первоначальном замысле Достоевского играли более значительную роль, и, конечно, в романе «Пьяненькие» сильнее, чем в «Преступлении и наказании», должна была ощущаться неслучайность того, что дочь пьяницы Мармеладова, завсегдатая Капернаумов, живет в семье Капернаумовых. Но и в «Преступлении и наказании», не без авторского умысла, мы впервые слышим о Капернаумовых от пьяного Мармеладова, и именно тогда, когда он находится в «капернауме».
  1. «Сонина комната походила будто на сарай, желтоватые, обшмыганные и истасканные обои, угол комнаты безобразно тупой»
#Сарай – строение, в котором хранятся различные вещи. В романе же слово «сарай» принимает значении своеобразной молельни для Сони. Только в своей комнате она может общаться с Богом, здесь хранятся ее мысли, чувства, дорогие ей Евангелие и крест. #Жилище Сони – снимок её греховности, её искаженного существования и душевных страданий. Тупой угол отражает Сонину душу, зашедшую в тупик. Соню привела в это серое жилище её греховная жертвенность. #Желтый цвет в романе Достоевского символизировал печаль, внутреннее угнетение, подавленность. Именно у Сони Раскольников делится своей «тяжестью», он признается в убийстве.

Файл:Капернаумов 6556.jpg Файл:Соня комната23.jpg

10)Притча о воскрешении Лазаря

  1. Читая Раскольникову Евангелие, легенду о воскрешении Лазаря, Соня пробуждает в душе Раскольникова веру, любовь и раскаяние. “Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого”. Родион пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют его слова: “Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере...”
#М.С.Альтман: « … связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа и благодаря ей приобретает особый смысл и то, что комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно, и то, что именно под камнем он схоронил награбленное у убитой им старухи. В этом аспекте христово повеление «отнимите камень», которое Раскольников слышит из уст Сони, означает – раскайтесь, сознайтесь в своем преступлении. И когда Раскольников раскаивается, он называет это «воскресением», а после, уже на каторге, изжив в себе прежнего преступника, Раскольников читает Евангелие, И Достоевский при этом напоминает: «Эта книга… была та самая, из которой она <Соня> читала ему о воскресении Лазаря»

Файл:Притча о лазаре548.jpg

11)Значение кипарисового креста

  1. Я выделила три этимологических значения слова «кипарис», применимо к «Преступлению и наказанию». Первое значение:
  2. КИПАРИС — дерево, символизирующее печаль, скорбь и смерть.

Символика смерти была обусловлена темной окраской его листьев. Изображения кипариса зафиксированы в погребальных культурах как язычников, так и христиан. Бытовало представление, что кипарис предохраняет тело от разложения. В Древней Греции ветви кипариса вешали у дверей умерших, а на могилах сажали молодые побеги дерева. Кремационные костры греки сооружали именно из кипариса. Из листьев кипариса сплетен венок владыки подземного царства Плутона. Само дерево именовалось "призраком мертвого пламени". Пепел из кипариса использовался как целебное средство при переломах. Греческий миф связывает происхождение дерева с сыном царя острова Кеоса Кипарисом, который дружил с обитавшим в Карфейской долине посвященным нимфам прекрасным оленем. Но во время охоты, бросив на шорох в кустах копье, юноша убивает животное. Опечаленный, Кипарис стал просить Аполлона даровать ему вечную скорбь по утраченному другу. Тогда бог превратил царевича в дерево, которое с тех пор символизирует скорбь и чужое горе.

  1. Соня надевает Раскольникову на грудь кипарисовый крестик – благословляет на будущее страдание, призывает придти к истине через раскаяние в грехах.

Файл:Кипарис черный.jpg

  1. Второе значение:
  2. Современное название кипариса происходит от греческого названия острова Кипр. А на Кипре, по утверждению историков, впервые было создано христианское государство.
  3. Таким образом, своим поступком Соня дает Раскольникову понять, что только обращение к Богу спасет его.

Файл:Крест 453.jpg Файл:Крест54456.jpg

  1. Третье значение:
  2. В Крыму есть легенда о происхождении кипариса, будто бы в него превратилась прекрасная девушка, которая так долго ожидала погибшего в море возлюбленного, что, в конце концов, проросла в землю корнями и стала первым из Таврических кипарисов.

Относительно романа, Сонечка готова разделить судьбу Родиона Раскольникова, его наказание, и нести его крест до конца. Файл:Кипарис море.jpg

12)Вывод

  1. Моя гипотеза была неполной и не до конца раскрывала все, что Достоевский сумел показать, используя этимологизацию. Этот прием показывает портрет, характер, жизненную цель Сони, ее философию. А это взгляды Достоевского. Таким образом мы подходим к идее всего романа. Как видим, Достоевский ставит знак равенства между религиозностью и нравственностью: Бог - это любовь наша к близким и дальним. Свобода - это возможность дать нуждающимся. Равенство - это взаимное уважение. На этих началах возможно единение людей. Соня - олицетворение доброты, самопожертвования, кротости и всепрощения.
  2. В ее образе воплощена одна из основных идей творчества Достоевского: путь к счастью и нравственному возрождению человека проходит через страдание, христианское смирение, веру в "божий промысел".

13)Список используемой литературы

  1. Абельтин Э.А., Литвинова В.И. ««Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в контексте современного изучения классики»
  2. С.В. Белов «Комментарий к роману Достоевского «Преступление и наказание»
  3. Наседкин Н.Н. «Достоевский: энциклопедия»
  4. Большая энциклопедия литературных героев
  5. Мифологический словарь
  6. В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература 10 класс»
  7. С.И.Ожегов «Словарь русского языка»

Источник: http://letopisi.org/index.php/%D0%98%D1%81%D0%BF%D...

Образ сони мармеладово