nagvalizm.ru

Телепередачи
05.11.2014, 06:53

Зонт кухонный вытяжной эликор

Автор: Атнагулов И.Р. Источниковой базой данной статьи явились материалы, собранные автором в результате полевых исследований 1998 – 2000 годов в населенных пунктах Фершампенуаз, Остроленка, Кассель, Париж

08.11.2014, 23:20

Пирожки жареные с мясом по госту ссср

У вас праздник в детском саду? Вашему вниманию - карнавальные костюмы для детского праздника. Костюмы для ролевых игр позволят вашим детям почувствовать и баклажанчиком и кабачком и.

Рецепт свадебного чачака

Мармелад Просмотров: 138 Комментариев: 2

Автор: Атнагулов И.Р.

Источниковой базой данной статьи явились материалы, собранные автором в результате полевых исследований 1998 – 2000 годов в населенных пунктах Фершампенуаз, Остроленка, Кассель, Париж и Требия, находящихся в составе Нагайбакского района Челябинской области (бывший Верхнеуральский уезд Оренбургской губернии). На сегодняшний день абсолютное большинство верхнеуральских нагайбаков локализовано именно в этих селениях. Кроме того, в процессе подготовки статьи, использовались материалы более ранних экспедиций, проведенных институтом истории, языка и литературы им. Г. Ибрагимова АН Республики Татарстан в 1970 – 80-х гг. Автор выражает глубокую признательность и благодарность за предоставленную возможность доступа к этим материалам С.В. Сусловой, собравшей весьма ценные сведения о традиционной одежде верхнеуральских нагайбаков.

Важнейшими этнографическими источниками послужили экспонаты музеев поселков Остроленка, Фершампенуаз и Париж, а также ряд других публикаций.

К концу первой трети XX столетия традиционная одежда нагайбаков была полностью вытеснена русским городским костюмом, поэтому даже среди старожил района едва ли найдется человек способный целостно восстановить по памяти весь комплекс одежды начала века. Огромный пласт этой части культуры бесследно исчез в результате политики расказачивания и раскулачивания. Среди казаков – нагайбаков бедняцких хозяйств было крайне мало, поэтому значительна часть населения была репрессирована, семьи высланы. Одежда, вещи, документы, фотографии, напоминавшие о казачьем прошлом, уничтожались. Некоторую информацию дает небольшое количество фотографий, переданных населением в музеи.

Поскольку верхнеуральские нагайбаки входили в состав Оренбургского казачьего войска, то традиционным мужским костюмом являлась форменная одежда оренбургских казаков. О более ранних типах одежды, бытовавших до 1842г. – времени переселения в Южное Зауралье – сведений практически не сохранилось. Нижнюю одежду составляли туникообразная домотканая белая или пестрядная рубаха – косоворотка и домотканые штаны с “широким шагом”. Верхнюю одежду шили из сукна или дубленой кожи. Сюда входили, так называемый, ЧАБУЛЫ КИЕМ – разновидность приталенного пальто с наглухо закрытым воротником и выкроенными плечиками, ТУЛПА ЧИПЕЙ – суконные чикмени, БОРЧАТКА – дубленые, приталенные, отрезные по талии, в мелкую сборку шубы. Такой тип шубы из верхней одежды получил наибольшее распространение и сохранялся продолжительное время. В п. Остроленка нами была обнаружена подобная вещь, изготовленная в 50-х годах текущего столетия. Верхняя одежда подпоясывалась широкими (15-20 см.) разноцветными кушаками ЭЗЭР, характерными для всех групп кряшен. Они либо ткались в домашних условиях из разноцветных шерстяных нитей, либо изготавливались из фабричной материи. Длина их достигала трех метров. Пояса завязывались обычным способом. Обмотав вокруг талии, концы прятались, если на концах имелись красивые кисти, их выпускали по бокам.

Обычной обувью являлись, так называемые, “татарские” лапти, прямоплетеные с белыми суконными чулками ТУЛА ОЕК “ичегообразного” покроя.

Головным убором летом служила фуражка, а зимой каракулевая, черная, папаха КАРА БУРЕК.

Определенные особенности имела мужская свадебная одежда. Обычно ее готовила для зятя мать невесты. Белую домотканую рубаху КИЯУ КУЛМЭК украшали вышивкой на воротнике, приполке и манжетах. Вышивали красными или черными нитями крестом или гладью. Свадебные штаны КИЯУ ЫШТАН были пестрядные полосатые черно-красно-белые. Обязательным атрибутом костюма являлся пояс – кушак, наличие пояса у жениха имело ритуальное значение. Обычай развязывания пояса жениха невестой известен у всех групп волго-уральских татар – кряшен.

Наиболее архаичным из известных типов женской одежды нагайбачек была прямая туникообразная рубаха из ткани домашнего производства. Нити для тканей изготавливали в домашних условиях или покупали – КИЖЕЛЕ. КИЖЕЛЕ КУЛМЭКЛЭР были более нарядными, их берегли для праздников. Ткань для рубах изготавливалась в виде пестряди темно-красного цвета в мелкую клетку с использованием черного, белого или синего цвета. Нижняя часть рубахи украшалась оборкой из той же пестряди. Рукав прямой с ластовицей КИШТЭК, воротник – стойка. Рукава в воротник часто отделывались рюшами.

Декоративное оформление рубах у нагайбачек Верхнеуральского уезда не имело аналогов в других групп волго-уральских татар. На груди и ниже талии способом аппликации наносилась круговая композиция т.н. “лоскутного узора”. Треугольные и ромбовидные кусочки ткани были яркими и контрастными по цвету. Такие рубахи назывались “КОРАМАНЫ КИЖЕ КУМЭК”. По мнению С.В. Сусловой более близкая, но не идентичная аппликация встречается только среди сергачских и керенских татар – мишарей.

К нижней одежде относился передник АЛЧУПРЭК, АЛЪЯПКЫЧ. Его, так же как и рубахи, шили из пестряди, но в более крупную клетку. Очень редко, в основном в период кормления ребенка, молодые нагайбачки носили КУКРЭКЧЭ – нижний нагрудник, украшенный аппликацией.

Нижняя поясная одежда – ЫШТАН – кроилась с “широким шагом” из пестряди в полоску. Длина их была такова, что они немного выглядывали из-под рубахи.

Верхней выходной одеждой нагайбачкам служили ЖИЛЭН. Они шились из плиса, бархата, цветного кашемира, отделывались позументом или художественной строчкой по вороту, манжетам рукавов, карманам. Демисезонной одеждой, как и у мужчин являлся ЧИКМЭН или ЧИПЕЙ из сукна своего производства белого или черного цвета. Зимой носили шубы ТУН. Они были, в основном, дубленые, реже, крытые фабричной материей. Более нарядными были крытые шубы ПУСТАУ ТУН. Свадебные пустау тун шились из мягких, молодых ягнят БЭРЭН КАБЫ ТУН. Они кроились со сборками по талии, т.н. “борчатка”, с крупным меховым воротником и меховыми манжетами. Повседневные дубленки ОЛЫ ТУН были более свободными по крою и без покрытия.

Как и мужчины нагайбачки носили пояса – БИЛБАУ. Они ткались из многоцветной яркой шерстяной пряжи с кисточками на концах и шириной 5-7 см. Его одевали женщины в особо торжественных случаях поверх передника, жиляна или чикменя.

Традиционным девичьим головным убором нагайбачек являлся АК КАЛФАК белый вязаный колпак из хлобчатобумажных или шерстяных тканей. Его носили в комплекте с позументной головной повязкой УКА ЧАЧАК и наносным украшением ЧЭЧ БАУ – полоса стеганного холста, обшитого сатином, на которую в три-четыре ряда пришивали монеты. Девушки заплетали одну косу, женщины – две и укладывали их венцом вокруг головы. Во время свадебного торжества невеста меняла девичий убор на женский – СУРЭКЭ. В комплекс СУРЭКЭ входили: “МЭЛЭНЧЕК” - чепец, скрывающий волосы, “ЖИЛКЭЛЕК” – височное монетное украшение, покрывало “СУРЭКЭ”, налобная часть которого богато украшалась золотошвейной вышивкой и позументом.

Обувь, в основном, носили лыковую. Лапти изготавливались прямого плетения, как и у других групп татар. Иногда лыковая обувь крепилась на деревянную подошву и обивалась внутри войлоком ЮКЭ БАШМАК. Своего лыка не было, поэтому его приобретали у татар-торговцев. Непосредственно на ногу надевали шерстяные тонкие чулки. В холодную погоду поверх них надевали суконные тонкие чулки ТУЛА ОЕК. В сильные морозы на тонкий чулок надевали “БАЙПАК” в виде мешочка, сшитого из тонко выделанной собачьей шкурки, затем “ТУЛА ОЕК” и, наконец, лапти. Валенки “ПИМА” и кожаные “КАУШ” были предметом роскоши.

Синхронный компонентный анализ основополагающих элементов народного костюма нагайбаков, выполненный специалистами ИЯЛИ им. Ибрагимова, дал основание говорить о его типологическом соответствии обшей структуре народного костюма волго-уральских татар, особенно кряшен. Одновременно костюм нагайбаков не является простой калькой с костюма кряшен. По мнению С.В. Сусловой, он представляет собой оригинальную вариацию, сложившуюся в особых социально-экономических условиях, в ином этническом окружении, с рядом специфических особенностей даже внутри себя, возможно, объясняющихся участием особых этнических компонентов в формировании нагайбаков.

С начала ХХ века верхнеуральские нагайбаки переходят на русский городской костюм казачьего образца.

И.Р Атнагулов

Литература

Е.А. Бектеева. Нагайбаки (крещеные татары Оренбургской губернии). // Живая старина. Вып. 1-2, Спб 1902. Стр. 168.
С.В. Суслова. Традиционная одежда нагайбаков. Компонентный анализ. // Нагайбаки (комплексное исследование группы крещеных татар-казаков). Казань, 1995. Стр. 50-64.

Источник: http://turkology.tk/library/293

Рецепт свадебного чачака