nagvalizm.ru

Телепередачи
07.11.2014, 12:03

Рыба приготовить вкусно

Существующие в отечественной науке взаимодействующие теоретические схемы условно разделяют на три подхода к исследованию индивидуально-психологических различий. Первый подход научной школы Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина включает.

25.10.2014, 01:46

Борщ по российски

Искусство поджаривания мяса на костре, а позже – на жаре раскаленных углей - человек освоил ещё в глубокой древности. Этот простой принцип постепенно дополнялся новыми.

Школа б м теплова в д небылицина

Конфеты Просмотров: 2383 Комментариев: 8
Существующие в отечественной науке взаимодействующие теоретические схемы условно разделяют на три подхода к исследованию индивидуально-психологических различий. Первый подход научной школы Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина включает понятия моделей мозга (нервной системы). Научная парадигма П.В. Симонова−В.М. Русалова исходит из моделей поведения, а исследования В.С.Мерлина в большей мере относятся к моделям человека.

Направление дифференциальной психофизиологии, впервые выделенное и обозначенное Небылициным в 1963 г., сложилось в качестве мультидисциплинарной области на стыке физиологии высшей нервной деятельности (нейрофизиологии) и дифференциальной психологии (психологии индивидуальных различий). В качестве общих свойств НС рассматриваются нейрофизиологические параметры комплексов мозговых структур, имеющих первостепенное значение для целостной психической деятельности индивида и детерминируют проявления общеличностных характеристик индивидуальности. Именно врожденными свойствами НС определяются темперамент и задатки способностей (общих, специальных и единичных) человека.

Дальнейшее развитие представлений Теплова позволило Небылицину предложить два главных ортогональных параметра в структуре темперамента: общую активность и эмоциональность.

Эмоциональность как сложная и неоднородная структура рассматривалась в трех аспектах: впечатлительность (эмоциональная чувствительность), импульсивность и эмоциональная лабильность, «…описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения различных эмоциональных состояний». Общая активность обусловливает «… внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, ...» (В.Д. Небылицин, 1976, с.251). Объясняя физиологические основы структур темперамента, Небылицин предполагал, что индивидуальные характеристики активности как черты Т связаны с особенностями лобно-ретикулярного комплекса, тогда как эмоциональность детерминирована лобно-лимбической системой мозга. С учетом функциональной специфичности систем мозга Небылицин предложил структурно-системный подход к анализу физиологических факторов поведения человека, согласно которому СНС имеют многоуровневую организацию с двумя главными уровнями – уровень нервных элементов (нейронов) и уровень структурных комплексов мозга.

Сергей Леонидович Рубинштейн [1889-1960] в своем классическом труде “Основы психологии” писал следующее: «Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга находится во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных и эндокринных факторов».

Дифференциация темперамента осуществляется как по впечатлительности, так и импульсивности, по силе скорости и устойчивости. Тонус подкорковых центров, их динамика оказывают влияние и на тонус коры и ее готовность к действию. В силу той роли, которую играют в нейродинамике мозга, подкорковые центры влияют на темперамент. Однако нельзя, эмансипируя подкорку от коры, превратить первую в самодовлеющий фактор, в решающую основу Т. Его психические свойства теснейшим образом связаны с телесными свойствами организма - как врожденными особенностями строения НС (нейроконституции), так и функциональными особенностями (мышечного и сосудистого) тонуса органической жизнедеятельности.



Источник: http://www.thechroniclesofspellborn.com/psy18.htm

Школа б м теплова в д небылицина