nagvalizm.ru

Телепередачи
22.10.2014, 15:37

Салат оригинальный из крабовых палочек и сметаны

Н.Н.Гребнева. Клиника интеллектуальных нарушений: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной и заочной форм обучения специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью.

15.11.2014, 00:49

Пирог на кефире с яблоками рецепт

Добавить в книгу рецептов Версия для печати Ингредиенты Филе куриных грудок: 400 гр; Лаваш: 2 шт; Капуста белокочанная: 150 гр;

Тестовые задания для студентов по курсу психопатологии

Колбаса Просмотров: 1479 Комментариев: 29
Н.Н.Гребнева. Клиника интеллектуальных нарушений: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной и заочной форм обучения специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Специальная психология» Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, 2008, 17 с.
Учебно-методический комплекс содержит тематический план дисциплины, рабочую учебную программу, темы семинарских занятий, вопросы для сдачи семестрового экзамена, список основной и дополнительной литературы.
Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Клиника интеллектуальных нарушений: электронный ресурс / режим доступа:http://www.umk.utmn.ru, свободный.
Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией Ин-ститута психологии и педагогики. Одобрено Учебно-методической секцией Ученого совета Тюменского государственного университета.

 ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Клиника интеллектуальных нарушений» входит в федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин в государственном образовательном стандарте специальности «Логопедия».
В связи с ухудшением состояния окружающей среды, техногенным прессингом, влиянием неблагоприятных социальных факторов увеличивается число мутаций генов и хромосомных нарушений, что приводит к росту числа детей с пороками развития, в т. ч. умственно отсталых. Число тератогенных вредностей с каждым годом растет. Это радиация, продукты промышленной и бытовой химии, загрязнение воздуха, воды и пищи, чистоту которых иногда трудно контролировать, хотя известно, что они оказывают негативный эффект на состояние здоровья будущих матерей. В настоящее время число умственно отсталых детей и подростков составляет до 3% в популяции. Как правило, ими занимаются специальные педагогические учреждения и органы социальной защиты.
Важное значение в работе с такими детьми имеет ранняя диаг-ностика отклоняющегося психомоторного развития, а затем ранее вмешательство, позволяющее стимулировать и выравнивать психо-физиологическое развитие ребенка. Современная наука владеет возможностями профилактики умственной отсталости с применением разнообразных приемов пренатальной диагностики. Большая часть отстающих в развитии детей относится к категории легкой степени умственной отсталости. К особенностям развития умственно отсталых относится их повышенная внушаемость, обуславливающая пристрастие к психотропным веществам, наличие неврозов, психозов. Такие дети нуждаются в психологиче-ской поддержке, в том числе семейной, в педагогическом руководстве с раннего возраста с учетом особенностей их личности, а также в длительном плановом лечении.
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом 2005 г. для высших учебных заведений на основе программы третьего поколения, разработанной Минобразования и науки РФ.
Выписка из Государственного образовательного стандарта:
- Психопатология и дефектология, их связь в медико-педагогическом комплексе. Медико-генетическое консультирование. Этиология и патогенез различных форм интеллектуальной недоста-точности. Генетические и хромосомные расстройства в основе клиники интеллектуальных расстройств. Дизонтогенез. Влияние вредных различных факторов на развивающийся плод в период внутриутробного развития (инфекции, интоксикации, травмы, психотравмы). Алкогольный синдром плода, влияние алкоголизма родителей на потомство. Последствия родовой черепно-мозговой травмы и асфиксии новорожденных как одна из причин интел-лектуальной недостаточности. Характеристика степеней умственной отсталости. Раннее выявление детей с психофизическими и эмоциональными отклонениями в развитии. Задержка психического развития, причины возникновения и ха-рактеристика особенностей. Лечебные и педагогические мероприятия на всех этапах развития. Медико-психолого-педагогическое консультирование детей с отклонениями в развитии. Специальные образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии.
- требования к уровню подготовки:
учитель-логопед должен уметь осуществлять коррекционное сопровождение процесса обучения и воспитания детей и подростков с нарушениями речи, способствовать их социализации, формированию общей культуры личности, вести коррекционную работу со взрослыми, используя разнообразные приемы, методы и средства коррекции речи.
Дисциплина изучается студентами в 5 семестре, базируется на знаниях, полученных при изучении всех дисциплин психофизиологического блока
- цели и задачи преподавания дисциплины:
Цель: сформировать у будущего учителя-логопеда систему знаний о причинах врожденных и приобретенных интеллектуальных нарушений, их этиологии, патогенезе, терапии
Задачи:
- изучить формы и степени умственной отсталости, их классификацию;
- эндогенные и экзогенные факторы, влияющие на возникнове-ние умственной отсталости;
- освоить методы диагностики, лечебные и педагогические воздействия на разных этапах онтогенеза
Формы контроля:
• текущий контроль осуществляется в процессе занятий с учетом посещаемости студентов;
• промежуточный контроль: подготовка сообщений по теме практических занятий; контрольная работа; рефераты
• итоговый контроль: экзамен по дисциплине.
Трудоемкость дисциплины:
Курс рассчитан на 100 часов (36 - лекции, 18 - практические за-нятия) и 46 часов самостоятельной работы.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

№ Наименование темы Лекции (часов) Лабора-торн. и се-минар. за-нятия (час) Индив. и самостоят. работа (час) Формы кон-троля
ОДО ОЗО ОДО ОЗО ОДО ОЗО ОДО ОЗО
1
Психопатология и специальная педагогика, их связь в медико-педагогическом комплексе. По-нятие об интеллекте и интеллек-туальных нарушениях. 6 - 2 - Контр/р. - Посещаемость

-
2 Медико-генетическое консультирование. Показания к пренатальной диагностике. 4 1 2 - Контр/р. - Тест, устн. оп. -
3
Этиология и патогенез различ-ных форм интеллектуальной не-достаточности. 6 2 2 1 Контр/р. - Тест, устн. оп. -
4
Клиника генетических и хромо-сомных расстройств, лежащих в основе интеллектуальных нарушений. 4 1 4 1 Контр/р. - Тест, устн. оп. -
5 Дизонтогении. Влияние вредно-стей на развивающийся плод (инфекции, интоксикации, трав-мы, психотравмы) 4 1 2 1 Контр/р. - Тест, устн. оп. -
6 Алкогольная зависимость. Алко-гольный синдром плода. Влия-ние алкоголизма родителей на потомство. Последствия родо-вой черепно-мозговой травмы и асфиксии новорожденных. 2 - 2 - Контр/р. - Тест, устн. оп. -
7
Характеристика форм и степе-ней умственной отсталости. Раннее выявление детей с пси-хофиологическими и эмоцио-нальными отклонениями. 6 1 2 1 Контр/р. - Тест, устн. оп. -
8
Задержка психического разви-тия, причины возникновения и характеристика особенностей детей с ЗПР. 2 - - Контр/р. - Тест, устн. оп. -
9 Лечебные и педагогические ме-роприятия на разных возрастных этапах развития. Медико-психолого-педагогическое кон-сультирование детей с отклоне-ниями в развитии. Специальные образовательные учреждения. 2 2 Контр/р. Тест, устн. оп.
Всего: 100 час. 36 10 18 4 46 86 экзамен
БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТЕКУЩЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТА
п/№ Тема Лекции, час. Лабор. работы,
час Самост.
и инд.
работа, час Итого
часов Итого баллов
1 2 3 4 5 6
Модуль 1
1 Психопатология и специальная педагогика, их связь в медико-педагогическом комплексе. По-нятие об интеллекте и интеллек-туальных нарушениях. 6 2 4 12 5
2 Медико-генетическое консульти-рование. Показания к прена-тальной диагностике 4 2 5 11 10
3. Этиология и патогенез различ-ных форм интеллектуальной не-достаточности. 6 2 5 13 10
Всего 16 6 14 36 25
Модуль 2
1. Клиника генетических и хромо-сомных расстройств, лежащих в основе интеллектуальных нару-шений. 4 4 5 13 10
2. Дизонтогении. Влияние вредно-стей на развивающийся плод (инфекции, интоксикации, трав-мы, психотравмы) 4 2 5 11 10
3. Алкогольная зависимость. Алко-гольный синдром плода. Влия-ние алкоголизма родителей на потомство. Последствия родовой черепно-мозговой травмы и асфиксии новорожденных 2 2 5 9 10
Всего 10 8 15 33 30
Модуль 3
1. Характеристика форм и степеней умственной отсталости. Раннее выявление детей с психофиоло-гическими и эмоциональными отклонениями. 6 2 5 13 15
2 Задержка психического развития, причины возникновения и характеристика особенностей детей с ЗПР. 2 - 6 8 15
3. Лечебные и педагогические ме-роприятия на разных возрастных этапах развития. Медико-психолого-педагогическое кон-сультирование детей с отклоне-ниями в развитии. Специальные образовательные учреждения. 2 2 6 10 15
Всего 10 4 17 31 45
Итого (часов, баллов): 100

п/№ Темы Формы текущего контроля
Итого бал-лов
Работа на занятии Самостоя-тельная ра-бота студен-тов Контрольная работа Реферат
Модуль 1
Понятие об интеллекте и интеллектуальных нару-шениях. 6 7 13
Этиология и патогенез различных форм интел-лектуальной недостаточ-ности. 8 2 2 12
Итого 14 9 2 25
Модуль 2
Генетические и хромо-сомные расстройства как основа интеллектуальных нарушений 10 2 4 15
Дизонтогении. Влияние вредностей на развиваю-щийся плод. 8 2 4 15
Итого 18 4 8 30
Модуль 3
Характеристика форм и степеней умственной от-сталости. Ранняя диагно-стика. 7 4 4 15
Задержка психического развития, причины воз-никновения детей с ЗПР. 8 4 4 10 20
Лечебные и педагогиче-ские мероприятия на раз-ных возрастных этапах развития. 4 10
Всего 19 8 8 10 45
Итого (часов, баллов): 51 21 18 10 100

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекционный курс
1. Психопатология и специальная педагогика, их связь в медико-педагогическом комплексе. Понятие об интеллекте и интеллектуальных нарушениях.
Лекция 1. Понятие об интеллекте и интеллектуальных нарушениях. История развития представлений об умственной отсталости. Распространенность умственной отсталости. Место психопатологии, специальной педагогики в медико-педагогическом комплексе дисциплин.
Лекция 2. Общепатологический подход к проблеме интеллектуальных нарушений: этиология, патогенез, анатомо-физиологические особенности, клинические симптомы.
Лекция 3. Эндогенные и экзогенные факторы, влияющие на интеллектуальное развитие ребенка.
2. Медико-генетическое консультирование. Показания к прена-тальной диагностике.
Лекция 1. Диагностика наследственных заболеваний, сочетающихся с умственной отсталостью. Общие принципы диагностики умственной отсталости. Сбор анамнеза. Диагностическая беседа с ребенком. Соматическое и неврологическое обследование. Оценка состояния но-ворожденного. Оценка развития ребенка. Общий осмотр.
Лекция 2. Диагностика наследственных заболеваний, сочетающихся с умственной отсталостью. Патопсихологическая диагностика. Изучение адаптивных навыков. Нейропсихологические методы исследования. Рентгенологические и электрофизиологические методы, лабораторные биохимические исследования. Ранняя и пренатальная диагностика. Омниоцентез.
3. Этиология и патогенез различных форм интеллектуальной недостаточности.
Лекция 1. Классификация форм умственной отсталости. Классификации, основанные на степени тяжести дефекта (Эскироль; М.С. Певзнер); морфологические классификации (П. Яковлев). Нарушения поведения, связанные со структурными изменениями мозга, отсутствием символизации мысли, языка и ручного труда, характерного для дебильности.
Лекция 2. Классификации, созданные на основе психологических и клинических признаков; этиологические классификации; этиопатогенетические классификации; клинико-физиологические классификации; классификации, созданные с целью социального и педагогического прогноза.
Лекция 3. Международная классификация болезней (МКБ-10). Классификация Американской Ассоциации специалистов по психической отсталости (шкалы для оценки интеллекта и поведения; классификация Д.Н. Исаева «значительное ограничение настоящего функционирования» - снижение IQ и наличие ограничений в двух и более областях адаптивных навыков.
4. Клиника генетических и хромосомных расстройств, лежа-щих в основе интеллектуальных нарушений
Лекция 1. Клиника и патогенез ведущего нарушения интеллекта. Ум-ственная отсталость при хромосомных болезнях: аномалии аутосом, половых хромосом (синдромы Дауна, Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера, ХУУ и др.).
Лекция 2. Метаболические олигофрении (фенилкетонурия, гаргои-лизм). Смешанные по этиологии формы олигофрении (гипотиреоид-ные формы, микроцефалия, кретинизм).
5. Дизонтогении. Влияние вредностей на развивающийся плод (инфекции, интоксикации, травмы, психотравмы)
Лекция 1. Формы умственной отсталости, обусловленные внутриут-робными поражениями (краснуха, сифилис, токсоплазмоз). Перина-тальные патологии. Последствия родовой черепно-мозговой травмы и асфиксии новорожденных, гемолитическая болезнь.
Лекция 2. Постнатальные органические поражения головного мозга, гидроцефалия. Семейные формы олигофрении. Осложненные формы (с психопатологическими синдромами).
6. Алкогольный синдром плода. Влияние алкоголизма роди-телей на потомство.
Лекция 1. Алкогольная зависимость. Алкогольный синдром плода. Влияние алкоголизма родителей на потомство. Этиология, клиника, патогенез.
7. Характеристика форм и степеней умственной отсталости. Раннее выявление детей с психофизиологическими и эмоциональными отклонениями.
Лекция 1. Формы и степени умственной отсталости. Нарушения про-цессов ощущения и восприятия, внимания, мышления, речи, памяти. Расстройства чувств, волевые расстройства, самооценка, психомоторика, школьная успеваемость, овладение трудовыми навыками при легкой (дебильность), умеренной (имбецильность), тяжелой (выраженная имбецильность), глубокой (идиотия) степени умственной отсталости.
Лекция 2. Клиника пограничной интеллектуальной недостаточности. Этиология пограничных состояний. Преобладание в клинической картине симптомов незрелости или повреждения мозговых структур. Дизонтогенетические формы пограничной интеллектуальной недостаточности. Психический инфантилизм, осложненный психический инфантилизм, инфантилизм с эндокринным синдромом. Задержка возрастного созревания отдельных компонентов познавательной деятельности. Синдром раннего детского аутизма.
Лекция 3. Раннее выявление детей с психофизиологическими и эмоциональными отклонениями. Психофизиологическое развитие умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста, подростков. Изменение структуры интеллекта. Физиологические механизмы нарушений поведения. Клиника интеллектуальных нарушений при деменции. Варианты деменций. Этиология и патогенез. Клинические формы деменций (болезнь Альцгеймера, сосудистая деменция).
8. Задержка психического развития, причины возникновения и характеристика детей с ЗПР.
Лекция 1. Методика нейропсихологического обследования детей с ЗПР. Экспериментальное психофизиологическое обследование. Выявление типичных симптомокомплексов. Влияние биологических и микросоциальных факторов, социально-культурной депривации на возникновение ЗПР. Характеристика особенностей детей с ЗПР.
9. Лечебные и педагогические мероприятия на разных возрас-тных этапах развития детей.
Лекция 1. Медико-психолого-педагогическое консультирование. Специальные образовательные учреждения для детей с отклонениями в психическом и психофизиологическом развитии.

Темы семинарских занятий.
1. Систематика форм интеллектуальных нарушений (классификации форм умственной отсталости). Степени умственной отсталости.
2. Медико-генетическое консультирование. Показания к пренатальной диагностике.
3. Этиология и патогенез различных форм умственной отсталости.
4. Дизонтогении. Влияние различных вредностей на развивающийся плод (инфекции, интоксикации и др.).
5. Дизонтогении. Влияние черепно-мозговых травм, психотравм на интеллектуальное развитие ребенка.
6. Интеллектуальные нарушения при различных вариантах деменций. Алкогольный синдром плода.
7. Раннее выявление детей с психофизиологическими и эмоцио-нальными отклонениями. Методы нейропсихологического обследования.
8. Лечебные и педагогические мероприятия на разных этапах онтогенеза.

5. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Формирование понятия об интеллекте и его нарушениях в историческом аспекте (работы Г.Е. Сухаревой, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, В.В. Ковалева, А.Н. Исаева, В.Ф. Шалимова и др.).
2. Этиология умственной отсталости (УО). Эндогенные причи-ны. Врожденные причины. Приобретенные причины.
3. Патогенез УО. Дизонтогении пренатального онтогенеза. Первичные (уродство, пороки) и вторичные (действие химических, физических, инфекционных факторов) врожденные пороки развития.
4. Постнатальные, приобретенные пороки развития.
5. Формы нарушений интеллекта (пограничная интеллектуаль-ная недостаточность, УО, деменция).
6. Степени нарушений интеллекта. Легкая УО (дебильность). Процессы ощущения и восприятия; внимание, мышление и память; речь; эмоционально-волевая сфера; самооценка; психомоторика; школьная успеваемость; овладение трудовыми навыками.
7. Умеренная степень УО (легкая имбецильность). Статиче-ские и локомоторные функции. Познавательные функции. Память. Речь. Эмоционально-волевая сфера.
8. Тяжелая УО (выраженная имбецильность). Недоразвитие двигательной сферы, памяти, внимания, восприятия, мышления, речи.
9. Глубокая степень УО (идиотия). Отсутствие речи.
10. Наследственные болезни обмена аминокислот, сочетаю-щиеся с УО (фенилкетонурия).
11. Нарушения метаболизма органических кислот, сочетаю-щихся с УО (галактоземия).
12. Мукополисахаридоз (синдром Гурлера). Клиника, патогенез, терапия.
13. Клинические формы УО, основой которых являются генетические и хромосомные нарушения.
14. Болезнь Дауна. Клиника. Патогенез.
15. Синдром Мартина-Белла (ломкой Х-хромосомы). Клиника, патогенез, терапия.
16. Синдром Клайнфельтера. Клиника, патогенез, терапия.
17. Синдром Шерешевского-Тернера. Клиника, патогенез, терапия.
18. Синдром Прадер-Вилли. Клиника, патогенез.
19. Синдром «лицо эльфа» (идиопатическая гиперкальциемия). Клиника, патогенез, терапия.
20. Синдром Корнелии де Ланге. Клиника, патогенез.
21. Микроцефалия (истинная). Клиника, патогенез.
22. Туберозный склероз (эпилойя). Клиника, патогенез, терапия.
23. Нейрофиброматоз Реклингхаузена. Клиника, патогенез, терапия.
24. Общие принципы диагностики УО. Сбор анамнеза. Диагностическая беседа с ребенком. Соматическое и неврологическое обследование.
25. Диагностика наследственных заболеваний, сочетающихся с УО. Психиатрическое обследование. Изучение адаптивных навы-ков. Нейропсихологические методы исследования. Рентгенологическое и электрофизиологическое исследование.
26. Медико-генетическое консультирование. Пренатальная диагностика (амниоцентез, ультразвук, амниоскопия, исследование крови плода). Показания к пренатальной диагностике.
27. Классификации форм умственной отсталости, основанные на степени тяжести интеллектуального дефекта. Первая классификация (Eskuirol J., 1838).
28. Морфологические классификации (П. Яковлев, 1961).
29. Классификации, созданные на основе психологических и клинических признаков (Г. Я. Трошин, 1915; Frankenstein C., 1964).
30. Этиологические классификации (УО как результат воздейст-вия заболеваний и вредностей на мозг плода и младенца). Три группы УО.
31. Этиопатогенетические классификации (М.О. Гуревич, 1932; Г.Е. Сухарева, 1965). Концепция Г.Е. Сухаревой о зависимости поражения от времени воздействия этиологического фактора, его качества и тяжести.
32. Классификации, созданные с целью социального и педагогического прогноза на основе способности к адаптации или обучению (T. Heller, 1925).
33. Клинико-физиологические классификации на основе изуче-ния нейродинамических сдвигов и клинических симптомов (С.С. Мнухин, 1948, 1961; М.С. Певзнер (1959); Д.Н. Исаев, 1967, 1970). Необходимость анализа типов психического недоразвития на основе исследований высшей нервной деятельности.
34. Международная классификация болезней (МКБ-10). Исполь-зование определенных рубрик и знаков для определения выраженности поведенческих нарушений, связанных с УО. Выделение синдромов психического недоразвития по этиологическому признаку и патогенезу во взаимосвязи с особенностями формирования функциональных систем организма.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Литература
Основная:
1. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики: клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие. - Москва: Владос, 2005. - 367 с.
2. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: олигофренопедагогика: учеб. пособие для студ. вузов / Б.П. Пу-занов. - Москва: Академия, 2008. - 272 с.
3. Поливара З.В. Специальная психология: учеб. пособие. - Тю-мень: Изд-во ТюмГУ, 2011. - 256 с.

Дополнительная:
1. Зейгарник Б.Ф. Патопсихология. М.: 2000.
2. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб.: Речь, 2003. - 391 с.
3. Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2003. - 160 с.

6.2. Средства и материально-техническое обеспечение дисциплины:

1. Видеоматериалы для демонстрационных занятий и лекций.
2. Компьютерные программы для лабораторных занятий.
3. Тематические таблицы, схемы и плакаты.
4. Тестовые вопросы и задания разных уровней сложности.
5. Автоматический комплекс «РОФЭС» для диагностики психоэмо-ционального состояния организма человека.

Источник: http://www.umk.utmn.ru/?section=discipline&spy_id=...

Тестовые задания для студентов по курсу психопатологии