nagvalizm.ru

Телепередачи
04.11.2014, 21:57

Маринад для мягкости телятины

И.В. Васильева, учитель русского языка и литературы, школа 648 Из опыта работы по раскрытию творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья

24.10.2014, 06:22

Картинки оформление из овощей и других продуктов горячих блюд

Погружные виды Такой агрегат погружается непосредственно в воду. В быту такие аппараты часто используются для полива и в любом месте, где воду

Зимний салат земфира

Киш Просмотров: 2130 Комментариев: 23

И.В. Васильева, учитель русского языка и литературы, школа 648

Из опыта работы по раскрытию творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Приоритетным понятием современной системы образования является понятие качества образовательного и воспитательного процесса, а приоритетным направлением - создание Школы Успешности. В новых реалиях действительности главной задачей образовательных учреждений становится задача социализации учащихся.

Современная личностно-ориентированная педагогика исходит из постулата: «Каждый ученик - творческая личность», поэтому опыт творческой деятельности учащегося, особенно для детей с ограниченными возможностями, становится одним из важнейших компонентов содержания образования. Процесс саморазвития личности не происходит сам по себе: нужно чем-то «зацепить» ребенка, увлечь, тривиально, но научить учиться, добывать необходимые ему знания самостоятельно. Нам, учителям, постоянно приходится учиться так выстраивать отношения со своим учениками, чтобы они чувствовали со стороны учителя и уважение к своей личности, и доверие, и, в первую очередь, веру в их силы и возможности. И всегда, каждую минуту, работая с такими детьми, необходимо помнить, что «особые» дети - мерило нашей профессиональной и человеческой компетентности: мы, как и врачи, должны руководствоваться правилом «Не навреди».

Мне хотелось бы поделиться своим опытом работы по развитию творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Среди моих учеников отделения надомного обучения особенно выделяются двое: оба живут в своем, закрытом от других мире, оба в этот мир стараются никого постороннего не впускать.
С первым из моих учеников мы для начала учились работать с открытой дверью кабинета. Потом перенесли занятия в зимний сад, куда на переменах учащиеся заходят отдохнуть. Но все это общение - он плюс учащиеся - давалось нам с превеликим трудом. А вот театральные постановки школьной студии произвели эффект. Правда, сначала никак идти не хотел: много людей вокруг, вдруг что случится! В зале не отходил от меня ни на шаг, но, увлекшись действием, происходящим на сцене, забыл про все свои страхи и, пожалуй, среди всех смотрящих был самым благодарным зрителем. После спектакля пришлось включить его в обсуждение пьесы, в котором были задействованы и другие учащиеся. И, наверное, впервые мой ученик проявил желание идти домой не с бабушкой, а с другими ребятами. Теперь мы учимся выстраивать отношения со сверстниками, посещая и обсуждая спектакли школьного театра, и, таким образом, начинает в подростке пробуждаться интерес к тем сторонам жизни общества, которые прежде были отгорожены от него закрытой дверью.

В работе с другим учеником учителям активно помогает мама. Учащемуся трудно читать самому, поэтому по большей части ему читают или пересказывают. Но меня такое положение вещей не совсем устраивало, потому что не было видно личностного восприятия произведений литературы и понимания позиции автора. Поэтому я попросила ученика при помощи цветных карандашей передавать свое эмоциональное отношение к тексту: понравилось что-то - один цвет используется, не понравилось - другой. Потом выясняем, почему цвет тот или иной, переходя от такого цветового решения уже к вопросам литературоведческого анализа текста. Когда к нашей работе подключилась мама, цвет стал обретать форму: ученик уже не просто раскрашивал бумажный лист, а вместе с мамой рисовал фигуры людей, какие-то музыкальные инструменты, если слышал музыку текста, пытался передать пейзажные зарисовки.

Через два года такой работы вместе с мамой учащийся стал иллюстрировать изучаемые произведения художественной литературы, некоторые мы специально берем в дополнение к программным. Хотя иллюстрациями в чистом виде его работы назвать сложно, поэтому последние коррективы вносит мама: она создает «формы», а цветовое «заполнение» этих форм - самостоятельное творчество учащегося.

В заключение хотелось бы сказать следующее. Любая поставленная задача требует реализации, с одной стороны, удовлетворяющей как запрос родителей, так и социальный заказ, с другой - способствующей успешной социализации учащихся. Основная задача учителя, работающего с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, - способствовать безболезненному переходу такого ребенка в коллектив класса: ведь интеллект таких детей не затронут, они обучаемы, многие весьма успешно. В отделении надомного обучения нашей школы в образовательном и воспитательном процессе мы уже в течение нескольких лет используем опыт совместного творчества учащихся, их родителей и педагогов, раскрывая таким образом творческие способности учащихся и повышая уровень самооценки детей. Такой принцип работы дает учащимся возможность выявить способы их самореализации и, главное, - включить детей с ОВЗ во взаимодействие с окружающей средой, в которой они выступают уже не как объекты, а как активные субъекты, потому что меняется их деятельностный подход к процессу обучения: от репродуктивного к продуктивному.

Источник: https://www.smore.com/3v3f1-14

Зимний салат земфира